Компания СберИнфра обратилась к нам за разработкой платформенного решения для подготовки финансовых моделей инфраструктурных проектов. Сотрудникам заказчика по запросам клиента приходилось вручную заполнять таблицы в Excel на локальных компьютерах, что было весьма трудозатратно. При малейшем изменении входных данных необходимо было подключать сотрудника заказчика и обрабатывать изменения в ручном режиме.
Дополнительная проблема заключалась и в том, что сами алгоритмы расчетов постоянно совершенствуются, и для СберИнфра принципиально важна возможность дорабатывать их силами своих сотрудников через привычные инструменты — макросы Excel. Чтобы не привлекать сторонних разработчиков и экономить тем самым ресурсы компании.
О заказчике
100% дочерняя структура ПАО «Сбербанк». Занимается:
• Cтруктурированием, юридическим и финансовым сопровождением инвестиционных проектов с применением различных ГЧП моделей;
• Разработкой, актуализацией финансовых моделей по концессионным соглашениям, а так же под новый и действующий бизнес;
• Консультированием по вопросам привлечения различных форм государственной поддержки ГЧП проектов;
• Подготовкой документов для концессионного проекта, юридическим сопровождением на стадии реализации;
• Подготовкой ГЧП проекта «под ключ» с последующей продажей действующего бизнеса инвестору.
Итак, нам нужно было решить следующие задачи:
• разработать решение, позволяющее быстро подготовить финансовую модель под конкретный проект в соответствии с требованиями банка;
• разграничить доступ по отраслям;
• предоставить возможность клиентам СберИнфра самостоятельно готовить финансовые модели для банка (вносить данные, получать результаты в веб-интерфейсе и файлах для скачивания);
• обеспечить централизованное хранение финансовых моделей клиентов с поддержкой версионности;
• предоставить возможность заказчику вносить изменения в алгоритмы расчета финансовых моделей самостоятельно, чтобы не привлекать разработчиков в условиях частых изменений алгоритмов;
• обеспечить возможность добавлять новые отрасли и финансовые модели самостоятельно.
Решение
Для решения поставленных задач проект был разделен на две функциональные части:
1. Веб-интерфейс личного кабинета — обеспечивает доступ и взаимодействие с платформой для конечных пользователей, позволяет заказчику добавлять новые отрасли и финансовые модели, управлять контентом.
2. Сервис расчета моделей — обеспечивает выполнение расчетов финансовых моделей клиентов в привычной среде исполнения заказчика.
Разработка
Для реализации личного кабинета была выбрана CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом», которая «из коробки» закрывает часть необходимых функций, а именно: разграничение доступа, управление пользователями и контентом.
Также в рамках работ по личному кабинету была реализована посадочная страница, описывающая преимущества платформы.
Привычной средой расчета моделей для заказчика является Excel, аналитики самостоятельно разрабатывают макросы и вносят изменения в алгоритмы. Поэтому сервисом расчета моделей фактически является Excel, а для запуска вычислений используется приложение на Python, которое получает данные из личного кабинета и использует их при запуске макросов в Excel.
Вычисления могут быть долгими, а финансовые модели должны быть гарантированно доставлены пользователю, поэтому личный кабинет и сервис расчета моделей взаимодействуют между собой через брокер сообщений Kafka.
Дизайн
Бело-зелёная палитра, минимализм и понятная навигация — мы выполнили дизайн сервиса ориентируясь на продукты экосистемы Сбера, но не прибегая к прямому копированию. Здесь нет ничего лишнего, каждый элемент на своем месте, простой, гармоничный, интуитивный и функциональный UI — то, что нужно для целевой аудитории сервиса.
Функциональность
Пользователь самостоятельно регистрируется на платформе, а администратору отправляется уведомление о регистрации. После модерации пользователю предоставляется доступ к платформе, выбранным отраслям.
Центральный блок кабинета — модуль «Мои отрасли». Отрасли, доступные пользователю, подсвечены, недоступные — затемнены. Внутри одной отрасли пользователь может создавать неограниченное количество проектов.
Форма ввода данных для финансовой модели зависит от выбранной отрасли, разработаны три возможных варианта. Форма включает валидацию данных, проверку на заполнение обязательных полей, а также систему подсказок, которые помогут пользователю.
Заполнять форму можно в комфортном темпе, сохраняя промежуточные результаты в «Черновиках». Если у клиента возникнут сложности, он может обратиться за помощью к сотрудникам поддержки через кнопку «Задать вопрос».
В результате пользователю доступны ключевые показатели эффективности, результаты проекта и другие данные. Расчет проекта также может быть скачан в виде файла.
Заключение
В итоге нами был разработан конструктор финансовых моделей — решение, позволяющее быстро подготовить финансовые модели, соответствующие требованиям банка и законодательства. Решение сокращает время и необходимость привлечения сторонних экспертов на разработку, сотрудники, как и раньше, настраивают финансовые модели через привычные инструменты, не привлекая сторонних разработчиков.
Факты и цифры
14
отраслей экономики охвачены платформой.
10
минут работы экспертов для подготовки финансовой модели.
3
стандартизированные формы ввода для всех отраслей.
25
минут от ввода информации до готовой модели для банка.
Благодарность от заказчика
«Получился удобный, надёжный и устойчивый сервис, который полностью автоматизировал ключевые процессы и значительно сэкономил время наших сотрудников. DIGITAL SECTOR действительно разбирается в бизнес-процессах и помогает компаниям повышать эффективность.»